Однажды выбранным путем

Малая родина Анатолия Ефимовича КРАПИВЫ –Краснодарский край, который славился черноземом и бездорожьем – распутица, длящаяся более полугода, множество застрявших в глубоких колеях гужевых повозок, зимовавших иногда в поле… С детских лет мальчику запомнились зимниетракторные поезда: во «главе» – гусеничный трактор ЧТЗ, а за нимвереница больших саней, на которых теснились тюки почты, мешки с продуктами, ящики с запчастями… Чувство несправедливости такого положения с дорога ми в благодатном краю подвигло нашего юбиляра стать дорожником.

Родился А. Е. Крапива 7 июля1937 г. в станице Новодеревянковской Каневского района, рас-положенной вдали от городов и железных дорог. Окончив семи-летку, подросток идет учиться на дорожника.

Ближайшим из заведений этого профиля оказался Ростовский дорожно-механический техникум, который Анатолий Крапива окончил в 1956 г. и получил профессию техника по строительству и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений. Запроса из Краснодарского края, к сожалению, не было, и юноша был направлен на работу техником-строителем в Машино-дорожную станцию г. Орджоникидзе, ныне г. Владикавказ. В этой организации он отработал три года на разных должностях. Строил, ремонтировал дороги и искусственные сооружения Осетии.

В 1959 г., по семейным обстоятельствам, он с женой, тоже дорожницей, переезжает в Кабардино-Балкарию, на дорогах которой он проработал более 50 лет.

А.Е. Крапива был принят мастером дорожно-строительного управления на строительство автомобильной дороги Баксан – Тырныауз – Эльбрус, протяженностью 108 км. Дорога пролегала в горных ущельях, имела много мостов, водопропускных труб и других искусственных сооружений. Для республики эта дорога имела большое значение, так как в г. Тырныаузе расположен вольфрамо-молибденовый комбинат, нормальная работа которого зависела от надёжной автотранспортной связи с миром.

В 1961 г. по поручению Главдорупра Минавтодора РСФСР была начата реконструкция автомобильной дороги на участке Тырныауз–Эльбрус протяжением 42 км, с 19 мостами, водопропускными трубами, селепропускными сооружениями и подпорными стенами. Для осуществления контроля качества производственной, технологической и финансовой дисциплины была организована Дирекция строящихся дорог при Управтошосдоре Кабардино-Балкарской республики.

Квалифицированного и опытного специалиста, А. Е. Крапиву направляют работать в новую организацию. Но он понимает, что для обеспечения требуемого качества работы необходимо знание новейшей технологии производства и современные методы управления. Осознавая это, наш юбиляр в 1962 г. поступает на заочный факультет инженерно-строительного института по специальности «Автомобильные дороги» в г. Ростове-на-Дону.

После окончания в 1968 г. этого вуза инженер путей сообщения, Анатолий Ефимович Крапива назначается начальником планово-производственного отдела Управления, а затем, в феврале1973 г. – главным инженером Кабардино-Балкарского автодора. Он возглавил техническую службу дорожных органов Кабардино-Балкарии, обеспечивая повышение транспортно-эксплутационных характеристик автомобильных дорог, добиваясь улучшения качества выполняемых работ, в целях повышении безопасности движения на сети дорог республики.

Под руководством А.Е. Крапивы, с целью развития животноводства, было построено около 1000 км дорог к горным пастбищам, реконструировано и перестроено свыше 100 мостовых переходов через горные водотоки, повышена техническая категория более 200 км дорог. На пересечениях с железнодорожными магистралями построены десятки транспортных развязок в двух уровнях. На сложной горной дороге Урвань–Уштулу пройден тоннель длиной около километра.

Пройдя большой и непростой путь дорожника, Анатолий Ефимович считает, что много благих дел выполнено отраслью, благодаря созданию в своё время Министерства автомобильных дорог РСФСР во главе с легендарным А.А. Николаевым. Именно в период существования этого Министерства дорожная отрасль получила существенное развитие, улучшилось транспортное обеспечение жителей нашей страны и повысилась надежность транспортных связей районных центров, населенных пунктов и цен тральных усадеб колхозов и совхозов.

Личный вклад Анатолия Ефимовича был отмечен званиями «Почетный дорожник России», «Почетный работник транспорта России», «Заслуженный строитель Кабардино-Балкарской Республики», юбилейным нагрудным знаком «В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями», он награжден многочисленными грамотами и благодарностями.

Поделиться
Прокомментировать: