КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА ДОРОГИ?
Дороги во всем мире разнообразны, существуют различные классификации. Финансирование строительства дорог и ремонта дорог производится из бюджетов разного уровня в зависимости от назначения автомобильной дороги. Независимо от того, в чьем ведении дорога, водители и пассажиры ждут от неё надежности и качества.
В настоящее время сеть автомобильных дорог общего пользования КБР составляет 8579 км.
Из них:
федеральных – 381 км (это а/д Р-217 «Кавказ», Прохладный – Эльбрус и Урвань – Уштулу);
региональных – 2940 км (к примеру, Нальчик — Майский, Прохладный – Эльхотово, Нальчик – Нарткала и другие центральные дороги, ведущие в каждое поселение республики);
муниципальных – 5291 км (вся остальная улично-дорожная сеть).
Соответственно, источники финансирования по ним — это федеральный, республиканский и местный бюджеты.
Такое разделение дорог утверждено постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2006 года № 209 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» и постановлением Правительства КБР от 2 ноября 2006 года № 302-ПП «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Кабардино-Балкарской Республике».
В соответствии с федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»:
федеральные автомобильные дороги, в том числе проходящие через населенные пункты, находятся в федеральной собственности, и ответственность за состояние таких дорог несет ФКУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» (г. Пятигорск, ул.Кузнечная 10, (8793) 33-77-94 или филиал в г. Нальчике, ул. Отарова 238, тел. 77-43-21, 77-39-16)
региональные автомобильные дороги находятся в республиканской собственности Кабардино-Балкарской Республики, и ответственность за состояние этих дорог несут Министерство транспорта, связи и дорожного хозяйства КБР (г.Нальчик, ул. Мечникова 130 «А», Оперативный Дежурный 77-84-32) и подрядная организация, ответственная по госконтракту за содержание данных дорог;
местные автомобильные дороги (вся уличная сеть в поселениях за исключением федеральных и региональных дорог), находятся в муниципальной собственности, и ответственность за состояние этих дорог и улиц несут местные администрации городов, районов и сел.
Классификация автомобильных дорог Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации» установлены новые принципы классификации российских автомобильных дорог. В частности, автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, подразделяются:
а) на автомобильные дороги общего пользования, в том числе:
-относящиеся к собственности Российской Федерации (автомобильные дороги федерального значения);
-относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения);
-относящиеся к собственности муниципальных образований, предназначенные для решения вопросов местного значения или вопросов местного значения межмуниципального характера (автомобильные дороги местного значения, за исключением автомобильных дорог федерального и регионального значения), включая относящиеся к собственности:
-поселений (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов поселений);
-муниципальных районов (автомобильные дороги, расположенные между населенными пунктами, а также вне границ населенных пунктов в границах муниципальных районов);
-городских округов (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов, а также между населенными пунктами).
-относящиеся к частной и иным формам собственности.
б) на автомобильные дороги необщего пользования (автомобильные дороги, находящиеся во владении или пользовании юридических или физических лиц и используемые ими для обеспечения собственных, технологических или частных нужд).
Главным отличием новой классификации автомобильных дорог от ранее действовавшей классификации является введение еще одного типа дорог общего пользования — автомобильные дороги муниципальных образований (дороги местного значения). Появление этого вида автомобильных дорог предопределено вступившими в действие законодательными актами в сфере разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.
Протяженность автодорог, попадающих в сферу ответственности муниципальных органов управления, оценивается в 544,3 тыс. км, включая 145,2 тыс. км улично-дорожной сети городов (ранее действовавшей классификацией автомобильных дорог к дорогам общего пользования были отнесены только внегородские дороги).
Общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения Российской Федерации (то есть дорог, находящихся в государственной собственности) в новой классификации оценивается в 1145 тыс. км.
В настоящее время начата работа по формированию трехуровневой государственной системы дорог общего пользования, предусматривающая:
перераспределение части автомобильных дорог между федеральным, региональным и муниципальным уровнями ответственности согласно новым принципам классификации. В частности, за 2005 год сеть региональных (территориальных) дорог сократилась на 19,6 тыс. км в связи с передачей части дорог в ведение муниципальных образований;
установление органов, ответственных за состояние и развитие соответствующих автомобильных дорог, установление полномочий по управлению, организации и финансированию работ для каждого уровня дорожной сети;
определение расходных обязательств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований по финансированию дорожного хозяйства с соответствующим распределением доходных источников;
инвентаризацию дорожной сети общего пользования с учетом положений и критериев новой классификации;
приведение закрепления автомобильных дорог или их участков, а также иного имущества за органами управления в соответствие с установленными полномочиями;
приведение форм государственной статистической отчетности по автомобильным дорогам общего пользования в соответствие с принятой структурой дорожной сети, системой управления и финансирования автомобильных дорог общего пользования.
При передаче региональных (территориальных) автомобильных дорог в ведение органов местного самоуправления рекомендуется осуществлять приведение в нормативное состояние таких дорог за счет средств субъектов Российской Федерации с привлечением для этих целей в отдельных случаях бюджетов муниципальных образований.
Другим существенным отличием новой классификации автомобильных дорог от ранее действовавшей является возможность отнесения к сети дорог общего пользования автомобильных дорог, находящихся в негосударственной собственности. Это создает правовую основу для реализации проектов строительства и эксплуатации платных автомобильных дорог с привлечением средств частных инвесторов.
Протяженность автомобильных дорог необщего пользования (по ранее действовавшей классификации – ведомственные и частные дороги) составляет 270,9 тыс. км и в последние годы постоянно сокращается из-за их разрушения и списания.
Значительная часть ведомственных и частных дорог в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии, около четверти из них брошены владельцами из-за отсутствия средств на ремонт и содержание. Наиболее явно эта проблема имеет место в удаленных районах Сибири и Дальнего Востока, где ведомственные дороги нередко являются единственным способом сообщения между удаленными населенными пунктами.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 1991 г. N 61
О КЛАССИФИКАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 N 209)
В целях реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в отношении автомобильных дорог Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, классифицируются:
а) на автомобильные дороги общего пользования, в том числе:
относящиеся к собственности Российской Федерации (автомобильные дороги федерального значения);
относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения);
относящиеся к собственности муниципальных образований, предназначенные для решения вопросов местного значения или вопросов местного значения межмуниципального характера (автомобильные дороги местного значения, за исключением автомобильных дорог федерального и регионального значения), включая относящиеся к собственности:
поселений (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов поселений);
муниципальных районов (автомобильные дороги, расположенные между населенными пунктами, а также вне границ населенных пунктов в границах муниципальных районов);
городских округов (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов, а также между населенными пунктами);
относящиеся к частной и иным формам собственности;
б) на автомобильные дороги необщего пользования (автомобильные дороги, находящиеся во владении или пользовании юридических или физических лиц и используемые ими для обеспечения собственных, технологических или частных нужд).
2. Утвердить показатели определения автомобильных дорог общего пользования федерального значения согласно Приложению.
3. Установить, что:
в наименование автомобильной дороги должны входить ее идентификационный номер и, как правило, названия начального и конечного населенных пунктов, а при необходимости и названия основных населенных пунктов, расположенных вблизи автомобильной дороги. Наименование автомобильной дороги в границах населенного пункта состоит, как правило, из ее установленного названия;
протяженность автомобильной дороги исчисляется от начального до конечного населенного пункта. Протяженность автомобильной дороги в границах населенного пункта исчисляется от начальной до конечной точки автомобильной дороги по ее центральной оси;
за начальную и конечную точки отсчета протяженности автомобильной дороги, как правило, принимаются:
здание подразделения почтовой связи, органа государственной власти или местного самоуправления, либо иное здание или сооружение, расположенное в центре населенного пункта, — для автомобильной дороги, соединяющей между собой населенные пункты;
пересечение осей сопрягающихся автомобильных дорог — для автомобильной дороги, соединяющей между собой другие автомобильные дороги или примыкающей к ним;
в наименовании автомобильной дороги допускается указывать названия населенных пунктов, а также географических или иных объектов, исторических событий с учетом национальных традиций и особенностей местности.
4. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.
5. Перечни автомобильных дорог необщего пользования, относящихся к собственности Российской Федерации, утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
6. Перечень автомобильных дорог, необходимых для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации (имеющих оборонное либо специальное значение), утверждается Правительством Российской Федерации.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
Г.БУРБУЛИС